Все
Отредактировано:06.03.10 20:43
[SIZE=-1][I] «Его реальную суть душит невроз, чудовище Франкенштейна, задуманное для защиты. Небольшая разница – жить в тоталитарном государстве или собственном неврозе, в любом случае все закончится концлагерем, где вся штука в том, чтобы разрушить человека так, чтобы ему было как можно больнее.»
Из писем пациентов Карен Хорни.[/I][/SIZE]
[SIZE=+1][B]Ненависть и презрение к себе.[/B][/SIZE]
В истоках процесса самовозвеличивания лежит желание достичь некого богоподобного образа себя. К примеру, человек хочет быть крайне успешным в бизнесе, но в тоже время он занимает заурядную должность и совсем не делает попыток изменить ситуацию. Он винит в этом страну, начальство, коллег: по его мнению, они не видят в нем те таланты, которыми он обладает. Т.е. по логике невротика, они должны были угадать в нем эти качества и предоставить ему более высокую должность, дать прибавку к зарплате или что-то подобное. Но на самом деле, невротик просто боится сделать попытку что-то изменить, потому что у него есть страх совершить ошибку или постичь неудачу, кои могут разрушить образ Идеалистического Я, а этого невротик допустить не может. Получается, что невротику проще и выгодней не делать попыток вовсе, чтобы не сталкивать реальность и идеал.
Процессом самоидеализации и желания достичь богоподобного образа своего Идеалистического Я, который ведет шаг за шагом к превращению системы ценностей в феномен невротической гордости, запускается другой, на вид противоположный – процесс ненависти к себе.
Если попытаться объяснить вкратце - когда человек смещает «центр тяжести» своей личности на идеальное Собственное Я, он не только возвеличивает себя, но и в неизбежно неверной перспективе перед ним предстает его собственное Я – т.е. он сам, каким он является в настоящий момент, его тело, его сознание, здоровье и невротическое. Возвеличивание Собственного Я становится не только призраком, за которым он гонится, оно становится мерой, которой мерится его актуальное бытие. И его актуальное бытие, рассматриваемое с точки зрения богоподобного совершенства, представляется таким невзрачным, что он не может не презирать его. Для невротика становится крайне важным, что человек, которым он является, продолжает ему мешать, причем значительно мешать в его погоне за славой, и поэтому он обречен ненавидеть «его», т.е. себя самого. Этот процесс объединяет гордость и ненависть к себе и по совокупности факторов его можно назвать простым словом – гордыня.
Неважно, насколько велико желание невротика переделать себя в блестящие, великолепное существо – его попытки обречены на неудачу. В лучшем случае он может устранить из поля зрения некоторые досадные расхождения с идеалом, но они продолжат лезть ему в глаза. Факт остается фактом – ему приходиться жить с самим собой. Иногда перед ним встают яркие картинки, что все было бы гораздо лучше, если бы он только мог развестись с женой, сменить работу, сменить квартиру, отправиться в путешествие – но от себя все равно не уйдешь. Даже если он функционирует как отлаженная машина, все равно остаются ограничения – времени, сил, терпения; т.е. ограничения любого человека. Его начинают преследовать грызущие чувства, что он обманщик, подделка, уродец – чувства, которые он не может объяснить. Реальность для невротика вторгается болезненно и безошибочно узнаваемо. Богоподобный в своем воображении, он неловок в обществе. Он хочет произвести впечатление, а у него трясутся руки и он, заикаясь, краснеет. В мечтах он отвечает шефу как мужчина, а на деле лишь смущенно улыбается.
Ненависть к себе делает видимым раскол личности. Она означает, что идет война. И действительно, это существенная характеристика каждого невротика – он борется с самим собой. Не стоит путать эту ненависть с кратковременными яркими вспышками ненависти или презрения к себе здорового человека, связанными с какими-то неудачами или бедами жизни. Они проходят вместе с обстоятельствами, вызвавшими эти чувства. Т.е. не возникает губительной и постоянной ненависти к себе, как у невротика.
Форма ненависти бывает разной. Если она выражена в самообвинении, то степень ее осознания бывает тоже разной, что иногда трудно делать какие-либо обобщения. Невротики, убедившие себя в абсолютной своей правоте, способны совершенно замолчать голос самообвинения. В противоположность им смиренный тип постоянно выражает свое чувство вины и высказывает упреки самому себе. Однако все невротики осознанию результат ненависти к себе: чувство вины и неполноценности, чувство, что их что-то сдавливает или терзает. Но они ни в малейшей степени не осознают, что это они сами вызывают у себя эти мучительные чувства. Вместо того чтобы страдать от чувства задавленности, они гордятся «отсутствием эгоизма», «аскетизмом», «жертвенностью», «верностью долгу»… Это те ширмы, которые помогают невротику скрыть бездну грехов против себя самого.
Чтобы не теряться в деталях выделим виды ненависти или, точнее, выражения ненависти к себе: это безжалостное требования к себе, беспощадное самообвинение, презрение к себе, фрустрация себя, мучение себя и саморазрушение.
[B](продолжение в комментариях) [/B]